В 1860 годах была проведена реформа по «освобождению» крестьян от крепостников - помещиков. В это же время Царское правительство установило волости, как единицу сословного крестьянского управления, проводило политику насильственного обрусения нерусских народов, запрещая иметь школы на родном языке. В 1864 году были разработаны и утверждены Государственным Советом «Положение о начальных народных училищах». Согласно этого положения, в городах и селах учреждаются училища (школы). Основная цель школ: утверждать в народе «религиозные и нравственные понятия и распространять полезные знания». При этом в трехлетний (в последующем в четырехлетний) курс обучения входили Закон Божия, чтение гражданской и церковной литературы, письмо, четыре действия арифметики, церковное пение.

Эволюция образования в Бижбуляке

Пункт о преподавании на родном языке при утверждении этого положения был зачеркнут. В ведомости о состоянии Бижбулякского чувашского училища за 1867 год мировой посредник пятого участка Белебеевского уезда князь Давлеткильдеев сообщает, что Бижбулякское училище основано 1 сентября 1865 года, что по состоянию 24 июля 1867 года в школе учились 19 мальчиков, из них 10 «вольноприходящие» и 9 приезжих - «постоянные ученики из сирот». Из 19 мальчиков пять были из татарской деревни Мияки-Тамак, один из Киргиз-Мияков, четыре из чувашской деревни Новые Карамалы, один из Базлыка. Расходы по училищу составили 189 рублей. Училище помещалось в доме учителя-священника Вельского. Как видно, в Бижбулякском училище состав учащихся был не однороден по языку, они не одинаково понималим ногое из того, что говорил им русский священник. При такой обстановке ученики бросали учебу. В отчете штатного смотрителя о состоянии училища за 1874-1875 учебный год о посещении учащихся говорится, что они первый раз пришли: стыдно уже, должно быть, стало батюшке священнику Вельскому, что он получил жалованье по должности учителя.

Научный сотрудник ЦГИА РБ В. Г.Хазиев, анализируя архивные данные о первых училищах Бижбулякского района, еще в 1969 году опубликовал в районной газете «Светлый путь» следующие данные. «В Бижбулякском мужском училище в 1869 году имелся один класс, один учитель - приходский священник. В школе учились 22 ученика, в течение года прибыло 5 и к 1870 году стало 27 учеников».

Другой архивный документ показывает, что Бижбулякская Свято-Троицкая церковь, основанная в 1868 году (11 ноября) имеет непосредственное участие в организации учебы детей.

В 1870 году Бижбулякское мужское училище помещалось «в общественном доме», в другом месте поясняется - «в кухне священника». К этому времени в училище было 50 учащихся, учитель Николай Буриков. По сведениям инспектора училища М.П.Попова к 9 января 1889г. «во вновь открытое Бижбулякское народное училище был прислан учитель-инородец из Симбирской губернии Александр Никаноров».

В сборнике постановлений Белебеевского уездного земского собрания 1893 года в разделе «Сведения о состоянии начального народного образования за 1892-1893 учебный год» читаем: «Училище Бижбулякское инородческое. Время открытия -1868 год. Помещение наемное. Учитель Александр Никитич Никитин. Законоучитель Андрей Петрович Петров. В трех отделениях учатся 45 мальчиков. Предметы: Закон Божия, русский и славянские языки, арифметика, письмо. Окончили курсы из 11 учащийся 6».

В 1893 году в с.Бижбуляк была открыта для девочек миссионерская школа. Для нее был построен дом в 1895 году с площадью 56 квадратных аршин. В этой школе обучались три года девушки нерусской национальности, обращенных в православную веру. Учащиеся днем занимались по программе. По предмету рукоделия девочки учились вязать кружева, чулки, перчатки и вышивать. Вечером проводили различные массовые мероприятия, некоторые девушки оставались ночевать в школе.

В 1901 -1902 учебном году в с.Бижбуляк открывается церковно-приходская школа при церкви. А мужское училище, где обучались 42 мальчика, закрывается из-за отсутствия школьного здания и выезда ряда учителей, в связи с низкой заработной платой. Учитель Исаак Кудряшов переводится в Кожай-Икское земское училище. Это было время (конец XIX и начало XX в.в.), когда царское правительство и церковь стали усиленно расширять сеть церковно-приходских школ, в противовес росту земских школ. И так, в с. Бижбуляк с начала 1900 года существуют две церковные школы, только назывались они по-разному. Школа для мальчиков в начале была трехгодичной, а с 1904 года она стала двухклассной, и срок обучения в ней был продлен до 5лет. В книге «Текущая школьная статистика Уфимской губернии за 1908-1909 учебный год» отмечается, что

«В Бижбулякской женской школе обучались 19 девочек, в том числе одна русская, 18 чувашской национальности. В двухклассной школе обучались 109 мальчиков, из них 9 русских, 1 башкир, 6 мордва, 93 чуваша. Проверив состояние преподавания в этой 2-х классной школе, Белебеевский уездный наблюдатель священник Ионасий Иванов 7 декабря 1909 года в книге записей оставил следующее: «Учебно-воспитательное дело школы, благодаря энергичным трудам учителей Евдокии Григорьевой и Варвары Сидоровой, поставлено на надлежащую высоту». А другая запись, оставленная членом Епархиального училища Совета и миссионерского комитета, Епархиальным миссионерским проповедником Стефаном Матвеевым, гласит: «В 1911 году марта 4 дня был в школе, при испытании учащихся по Закону Божия и русскому языку нашел успехи II и I классов вполне удовлетворительными».

Церковно-приходская школа


В Бижбуляке церковно-приходская школа существовала до Октябрьской революции. Очень тяжелым было материальное положение этих школ. Церковные власти отпускали мизерную сумму, которая уходила на жалованье учителям и священнику, а на приобретение учебных принадлежностей для школы они денег не давали.

В 1913-1917 годах в двухклассной школе учителями работали Васильев Степан Васильевич, Романов Илья Романович, в начальных классах в 1916 году начали работать Соловьев Сосипатор Сергеевич и Иван Лукич. В женской школе в 1911 году в собственном здании работали Елизавета Трофимова, окончившая Епархиальное женское училище, Василий Белов с образованием духовной семинарии, Дария Тарханова, которая приехала из Казанской губернии и работала до Октябрьской революции.

В отчете о состоянии и развитии народного просвещения за период 1917 - 1937 год записано: «В 1919 году в с.Бижбуляк Васильевской волости существовали двухклассная мужская школа и одноклассная школа для девочек. За годы гражданской войны здания этих школ и инвентарь, учебные пособия пришли в негодное состояние. Двухклассная школа была закрыта на ремонт. Летом 1919 года для ремонта здания школы было ассигновано 47960 рублей. Учителя Петров, Максимов Ф. были мобилизованы в Красную армию. Из-за закрытия школы на ремонт и нехватки учителей, занятия проводили для мальчиков и девочек в одном 2-х классном здании. Учителями в 1919-1920 учебном году были Е.В.Трофимова, В.И.Щукин, имеющие по 10 лет педагогического стажа. В этом учебном году в школе обучались 85 мальчиков, 60 девочек.

В начале 1920 года Совнарком РСФСР принял декрет о ликвидации неграмотности. При школах были открыты пункты ликвидации неграмотности. Такой пункт работал и в Бижбуляке, где занимались взрослые в основном в вечернее время. К тому же школа использовалась для постановки спектаклей и проведения репетиции хоровых и музыкальных кружков и их выступления с концертами и т.д.

В отчете инспектор ВолОНО Гурьева Т.Г., составленного в ноябре 1920 года, отмечается, что «максимальная температура в помещении во время классных занятий было 4 градуса тепла. Учащиеся занимались в верхней одежде в течение зимних месяцев. Классная мебель и обстановка требует немедленного ремонта: парты расшатанные, всего 27 штук, 4-х местных, 3 классные доски кое-как сколочены. Преобладающий тип одежды и белья среди детского населения - домотканые (льняные и пеньковые). Верхние платья - кафтан и шубы, обувь - лапти».

Экономические трудности

Экономические трудности, связанные с гражданской войной, а так же низкая сознательность части населения препятствовали осуществлению обязательного обучения детей. Школа I ступени имела свое здание на 5 комплектов. Но не имела чувашских книг и не могла принимать всех желающих на учебу. На выписывание газеты «Хёрлё Урал» («Красный Урал»), «Канаш» («Совет») на чувашском языке и «Известия Уфимской губернии» на русском языке школа нашла средства. Волостным отделом народного образования заведовал Лев Анисимович Петров, избран был членом волисполкома, школьным инспектором работал Трофим Гурьевич Гурьев с 15-летним педагогическим стажем, инспектором по внешкольному образованию - Григорий Захарович Добрин, окончивший педагогические курсы.

В октябре 1923 года в с.Бижбуляк открывается школа II ступени (5-7 классы). Наряду с ней работает и школа I ступени (начальная школа). Школа II ступени имеет специальное двухэтажное здание, пять классных помещений. При ней никаких учебных кабинетов не имеется. С этого времени волость стала называться Бижбулякской вместо Васильевской. В республиканской газете «Власть труда» 2 октября 1923 года напечатана статья «Примерное село», в ней сообщается, что «село Бижбуляк является одним из образцовых сел Белебеевского кантона. Граждане села все внимание обращают на просветительское дело. В селе находится Центральная волостная   библиотека   с   ценными   книгами   в   количестве  3000   экз.,   гак  же выписываются центральные и республиканские газеты. В будущем это село станет центром просвещения среди чуваш. Школа - трехлетка заполнена исключительно чувашскими детьми, из которых выйдут будущие борцы». С открытием школы II ступени в селе почти всем детям школьного возраста представлялась возможность посещать школу. На 1 апреля 1924 года в Бижбулякской семилетке функционирует только первые II ступени. Детское самоуправление при школе имеется, ученики сами наблюдают за всеми порядками в школе:за посещаемостью, за чистотой и т.д. Кроме того, организованы литературный, драматический кружки. Учащиеся школы ведут всю необходимую культмассовую работу среди взрослых, агитация по выпуску газет. Вся эта работа велась совместно с ВИКом, РК ВКП(б), РКСМ. В 1924 - 1925 годах возникли первые пионерские отряды и комсомольские ячейки.

В 1924 -1925 учебном году учителями школы II ступени работали Ксения Адрианова (окончила земскую гимназию), Иван Изотов (окончил реальное училище). Заведовал школой А.Ф. Соколов. В школе I ступени преподаватели Николаев С.Н. (зав. школой), Варикова -Борисова Ульяна, Андреев Тимофей. Обе эти школы занимали по 2 классные комнаты в деревянном здании. Школа I ступени в 1925 -1926 учебном году была размещена в другом здании.

Бижбулякская школа П ступени становится опорной школой и переводится на государственный бюджет. Это способствовало значительному оживлению жизни школы. В следующем учебном году в 3-х группах школы II ступени занимались 103 учащихся, из них 28 членов ВЛКСМ, 69 пионеров. По национальности: 77 чуваш, 3 башкира, 5 татар, 3 мордва. В школе работали 5 преподавателей, в т.ч. две женщины. Они кроме 27 недельных часов в школе несли нагрузки общественной работы. При школе имелся интернат, в котором проживало более 40 детей. Учащиеся активно участвовали в шефстве комсомола Башкирии над молодежным движением Чехословакии. Комсомольцы и пионеры школы 31 января 1928 года направили письмо в адрес братьев в Чехословакии. В те же дни получен ответ от друзей из-за границы.

В октябре-ноябре 1928 года Бижбулякская школа II ступени отметило свое пятилетие. По этому случаю заведующий школой И.А.Матвеев от имени учащихся, их родителей и учителей направил приветственное письмо в Наркомпрос БАССР, в котором подведены итоги пятилетней работы по улучшению и развитию школьного строительства среди отсталых национальностей, по повышению грамотности и культуры населения.

В марте 1929 года школа II ступени была проверена инспектором Наркомпроса БАССР Гнедковым, который отметил, что «Имеются заметные сдвиги в деятельности школы. Она по типу школы крестьянской молодежи (ШКМ) имела сельскохозяйственный уклон и давала учащимся знания по вопросам сельскохозяйственного производства. Социальный состав учащихся: 28% дети батраков, 60% - бедняков, 12%- рабочих и служащих. Из всех учащихся состоят в ВЛКСМ 320 учеников, в пионерах - 58%. Комсомольцы работают в ликвидпунктах, в красном уголке, в избе читальне.

Для проведения сельскохозяйственных работ школа имела земельную площадь в 7,5 гектара, которая вся засевалась. По отчету агронома школы Тепловой и завуча Филипповой на 28 июня 1931 года, видно, что у ШКМ имелись опытные участки: пар черный 0,79 га, пар поздний - 0,77 га, посевы гороха - 1,0 га, овса - 0,50 га, пшеницы -1,0 га, картофеля - 1,3 га. В проведении опыта по их выращиванию помогает Чишминская опытная сельхозстанция. Состояние опытных участков посевов гороха, овсы, озимой ржи и картофеля удовлетворительное. Но пары нужно перепахать. Школа имела свою лабораторию, через каждые две недели сдавали зачеты. Работали кружки: безбожник, юннатов, радио кружок. Но вместе с заметным сдвигом в учебной общественной жизни школы Гнедков отмечает о наличии существенных недостатков: слабая успеваемость учащихся, малая активность девочек, их «забитость», не на должной высоте гигиенические и санитарные условия школьников.

Закрыта церковь и открыт клуб


17 мая 1929 года в с. Бижбуляк была закрыта церковь и в этом здании был открыт клуб, где стали проводить массовые мероприятия для молодежи и учащихся. С 1930 - 1931 учебного года повсеместно введено всеобщее обязательное начальное обучение в селах и всеобщее семилетнее обучение в городах. Осуществление этих задач требовало ускоренного развития школьной сети, совершенствование системы народного образования, перехода к следующему этапу ликвидации неграмотности и малограмотности, углубления общественно-политического воспитания трудящихся. Для русской НСШ было сдано в эксплуатацию каменное здание. Общая площадь его 478,5 квадратных метров. До этого дети занимались в здании ШКМ (ныне музыкальная школа). Директором этой школы была Н.И.Бизяева, за нею директорствовал К.Т.Атаманов.

В 1931-1932 годах в республике была развернута работа по созданию образцово -показательных школ. Уже со следующего учебного года Бижбулякская школа развернула борьбу за получение звания образцово-показательной школы и принимала участие в Всебашкирском конкурсе на лучшую образцовую школу. Условия конкурса ставили перед образцовыми школами конкретные задачи: действительно, организовать образцово - учебную, культурно - массовую работу среди родителей, укрепить материальную базу школ. Первый этап проверки школа выдержала. В течение с декабря 1934 года по март 1935 года изучал состояние Бижбулякской школы инструктор по образцовым школам Наркомпроса БАССР Терентий Ельменев (он родом из д.Ик-Вершины, в последнее время работал ученым секретарем БГУ). За это время педколлектив и учащиеся школы, - отмечается в справке Т.Ельменева, -проделали огромную работу. К 1934-1935 учебном году даны 12 показательных открытых уроков для учителей массовых школ, на которых присутствовали 200 учителей. К началу 1935 года в школе работали 3 преподавателя с высшим образованием, 7 - со средним педагогическим, 2-е неполным средним. Всего в школе обучалось 442 учащихся, из них 105 ударников учебы. Работали кружки политический, агротехнический, драматический, Осоавиахима, регулярно выпускается стенгазета на чувашском языке «Амартава cap» («Шире соревнование»). Велась активная борьба с трахомой, добились того, что в семьях учеников имели отдельные полотенца, зубную щетку, порошок и т. д.

В марте 1935 года были подведены итоги конкурса в республике. В числе утвержденных 19 образцовых школ есть и Бижбулякская. Она была единственной чувашской образцовой школой. Школа была прикреплена к колхозу им. Литвинова (позже им.Тельмана), он шефствовал над школой. К этому времени земельный участок школы составлял 6,5 га. Весной был заложен сад на площади 0,75 га, засеян огород -0,75 га. Благоприятные результаты, достигнутые педагогическим коллективом учащимися во главе директора В.Г.Кузнецова по выращиванию зерновых и овощных культур. В эти годы в школе работали С.Н.Герасимов, Ф.И.Андриянов, С.А.Тарасов, М.А.Державина, А.М.Михайлова, П.П.Федоров, С.Л.Калимуллин, Н.М.Смахтин, И.Д.Ванюшин, А.И.Тимофеев, А.С.Матвеев, Рахимова, М.А.Михеев, Ю.В.Васильева,З.Н.Рязанцева, Таранов, П.Ф.Кузьмина.

В 1935 -1936 учебном году Бижбулякская неполная средняя школа превращается в среднюю. В ней открывается восьмой класс. В то же время в с. Бижбуляк работает семилетняя школа, с преподаванием на русском языке.

О работе Бижбулякской чувашской образцовой средней школы в начале сентября 1935 года районная газета «Колхозный труд» сообщила, что «эта образцовая школа удовлетворительно подготовилась к новому учебному году, партами обеспечена на 100%, из них 90% стандартные, учебниками и учебными пособиями школа обеспечена, преподаватели на месте, планирование учебной работы закончено... В школе обучалось около 300 детей, из них 110 пионеров, членов ВЛКСМ - 24. Работали 8 кружков самодеятельности. Коллектив школы и учащиеся активно участвовали в строительстве нового здания школы». В 1936 - 1937 учебном году дети занимались в новом здании, имевшем полутора десятка классных комнат. На учебу явились 414учащихся, семилетняя школа имела 253 школьника.

В 1936 году районный отдел народного образования проводит аттестацию на учителя начальной, неполной средней и средней школы. Итоги аттестации удовлетворительные. Так, по отчету директора Бижбулякской СШ Матвеева И.Д. (он родом из д. Кистенли-Богданово) видно, что в 1939 -1940 учебном году в школе работали 18 преподавателей. Большинство из них успешно прошли аттестацию. В 16 параллельных классах обучались 554 ученика. Пионерская организация школы имела 269 пионеров, 133 комсомольца состояли на учете в комсомольской организации школы.

В Бижбулякской семилетней школе учились 245 детей, работали 8 преподавателей. Здесь 168 пионеров и 17 членов ВЛКСМ. Директор Жилкина Л.Ф. В этом учебном году несколько преподавателей получили почетное звание «Заслуженный учитель». В их числе Сидорова B.C., Соловьев С.С.

С 1930 года, со дня образования района, заведующими райОНО работали Иванов Г.Э. с образованием педтехникума из с.Зириклы, Тарасова А.А. из Миякинского района, (1932-1933г.г.), очень короткое время заведовал в 1934 году Иванов Г.И., работавший зав. начальной школы в д. Ик-Вершина. Затем, до 17 февраля 1937 года заведовал РОНО Тарасов И.Г. с высшим образованием, пришедший на эту работу с директора Бижбулякской СШ. Около года работал Кузьмин Н.Е., за ним был зав. РОНО Михайлов Я.Е. После них, до 1949 года, работали Михайлов В.А. из д.Седякбаш, Смирнов П.А. из п.Петровка Калининского сельсовета. Когда его перевели в аппарат райкома партии, заведующим РОНО утвердили Матвеева В.В., работающего школьным инспектором с 1937 года. Кстати, Василий Викторович на этой должности проработал до ухода на пенсию.

Сократилось число учителей.

В годы Великой Отечественной войны заметно сократилось число учителей. В школах резко ухудшились условия работы из-за нехватки учебных пособий и письменных принадлежностей. Уехали на фронт учителя-мужчины и некоторые девушки. По призыву в армию ушли директор Бижбулякской СШ Матвеев И. Д., НСШ - Атаманов К. Т. и мальчики-выпускники предвоенных лет средней школы. Место выбывших преподавателей заняли девушки, окончившие в Уфе краткосрочные курсы по подготовке учителей. В годы войны директором Бижбулякской СШ были Савельев С.С, Гаврилов А.Н., Тюрев Д.М., Савельева Е.И., семилетней школы -Жилкина Л.Ф. С начала 1945 года до 1969 года работал фронтовик Михайлов Д.Я. Несмотря на трудности, школы занимались по программе, в то же время активно участвовали дети в работе колхозов с.Бижбуляк, оказывали помощь фронту. Так, 3 января 1942 года «Преподаватели и учащиеся НОШ, на постройку авиаэскадрильи собрали 361 рубль деньгами, сдали облигации займа на 400 рублей, активно участвовали в отправке теплых вещей фронту. Учащиеся, два брата Сушко Александр и Анатолий, сдали две пары нового белья, шлем и 50 рублей деньгами.

Учащиеся 1 класса учительницы Е.В.Петровой добровольно собрали и внесли в фонд помощи фронту 193 рубля. Преподаватели СЛШ приобрели билеты денежно-вещевой лотереи на 500 рублей и ежемесячно отчисляют однодневный заработок на оборону страны. Так коллектив нашей школы добивается прочных знаний учащихся и повседневно помогает фронту для разгрома фашистских извергов. Директор СЛШ Л.Ф.Жилкина».

23 июня 1943 года для оказания помощи г.Сталинград, район выслал 100 тысяч рублей. Свой вклад в эту сумму внесли и учащиеся Бижбулякских школ. Кроме того, они выслали детскую одежду и обувь, учебные и письменные принадлежности и пособия детям Сталинграда. В период уборки урожая 1943 года, отряд из 30 учащихся Бижбулякской СШ участвовал в сборе колосьев в колхозе им. 17-го партсъезда, которые были сданы в молотильный ток бригады. На 11 пленуме райкома ВЛКСМ отмечается, «положительная работа пионерской и комсомольской организаций Бижбулякской НСШ, где из 39 вновь принятых в члены комсомола 29 отличники - ударники учебы.

С началом войны в школах стали проводить занятия, но военному делу. В 5-7 классах учащиеся приобретали знания, навыки в объеме начальной подготовки бойца. Трудности военного времени, нехватка учебников, тетрадей, ручек, карандашей, чернил, требовали от преподавателей не ослаблять работу по повышению знаний учащихся, выполнять требование обязательного начального обучения и создать условия для перехода к следующему периоду обязательного семилетнего обучения учащихся, более активно продолжать работу по ликвидации неграмотности взрослого населения. Занятия среди взрослого неграмотного населения Бижбуляка в обеих школах проводились в вечернее время. Примером выполнения этих требований является работа учительницы, кавалера ордена Ленина Петровой Е.В. Бижбулякской СШ. Она ликвидацией неграмотности среди взрослых начала еще в 1915-1916 учебном году. По ее записям видно, что с 1937 года по 1940 год обучила грамоте 26 колхозников, 10 домохозяек, рабочих и служащих, летом 1939 года учила 24 призывника в с.Бижбуляк и 53 допризывника из других населенных пунктов района. Активно участвовала в этой работе и в годы войны. К 1949 году грамотность населения района составила 99,2% вместо 54% в 1926 году.

Кончилась война.

Кончилась война, но не все учителя вернулись домой. Среди погибших в боях по защите Отечества Андрианов Ф.И. (из п.Петровка Калининского сельсовета), Атаманов К.Т., Николаев С.Н.(с.Бижбуляк), Федоров П.П.(с.Каменка). Не вернулись многие ребята из первого выпуска средней школы, погибли смертью храбрых. В их числе Михаил Михайлов, Яков Михайлов, Федор Петров, Филипп Тигипко (он до призыва работал директором Шкаповской школы) и другие.

В целях повышения качества обучения учащихся и ответственности самих учащихся в годы войны, а именно с 1944 года, установлена цифровая пятибалльная система оценок успеваемости и поведения учащихся, а 21 июня 1944 года СНК СССР принял постановление «О мероприятиях по улучшению качества обучения». В нем предусмотрены правила проведения выпускных экзаменов в 4-х и 7-х классах, сдача экзаменов на аттестат зрелости. С этого периода в районе введено всеобщее семилетнее обучение детей в сельской местности.

В связи с этим, повышается ответственность учительских коллективов за проведение учебного процесса, дать учащимся глубокое и прочное знание. По Закону всеобуча необходимо было охватить учебой и работающую молодежь, которая в годы войны, бросив учебу, пошла на работу. Одним из первых вечерняя школа открылась в Бижбулякской СШ в 1950 году, где занимались наряду с молодежью и участники Великой Отечественной войны. Затем в марте 1955года, по решению исполкома Бижбулякского райсовета при Бижбулякской СШ открыли вечернюю школу сельской молодежи, два класса по 30 учащихся. Занятия проводились на русском языке. Многие, окончив вечернюю среднюю школу, учились в техникумах и ВУЗах. Работали руководителями колхозов, сельских Советов, учреждений. Среди них Миронов Н.С. (работал главным агрономом сельхозуправления), Фаритов Г.К. (председатель колхоза «Победа»),Гаврилов Л.Ф.(инженер - нефтяник, живет в г.Салават), Хисамов Г.Ф.(главный зоотехник Демского совхоза), Михайлов Д.Н.(зав. отделом соцобеса), Писарев И.Л.(зав. райФО), Уразаев Ф.Н.(главный лесничий Бижбулякского лесхоза) и другие.

С 1975 года, постановлением Совмина БАССР, 1 сентября организована районная очно-заочная средняя школа, которая работала до 1987 года. Руководители этой ОЗСШ при райОНО Моисеев С.С., Матвеев В.В., Захаров Н.М., Иванов М.Д. За это время аттестат зрелости о среднем образовании получили 1767 молодых людей через очно-заочные средние школы района.

В 1954-1955 годах были введены новые учебные планы и программы, предусматривающие производственные бригады и учебные опытные участки. Цель -приблизить учащихся общественно-полезному труду. Вот один из примеров приобщения учащихся к труду в Бижбулякской СЛШ: «На уроках труда в начальных классах,- писал директор школы П.И.Балановский в газете «Колхозный труд» от 21 декабря 1958 года,- учащиеся занимаются изготовлением различных вещей из бумаги, ткани, пластилина, учатся шить. В 5-7 классах уроки труда проводятся на пришкольном участке и в столярной мастерской. Здесь они приобретают навыки по уходу за растениями, в мастерской - по обработке дерева. Ребята работают с большим интересом. В прошлом учебном году на уроках труда учащиеся изготовили вешалки для одежды, которые затем сдавались в хозяйственный магазин. В летнее время учащиеся проходили практику в колхозе им.Тельмана, где посадили картофель на площади 5 га. На этот участок школьники вывезли 105 тонн органического удобрения. Находясь в лагере, дети выполняли необходимую программу на полях колхоза и на пришкольном участке. Осенью они были довольны своей работой и знали, что это необходимо и себе, и обществу».

В Бижбулякской СШ №1 хорошо было организовано швейное дело. После окончания средней школы, Ф.Мухаметзянова, Р.Семенова, М.Александрова, Т.Милованова и другие, избрав себе профессию швеи, работали в комбинате бытового обслуживания.

С 1 сентября 1961 года СШ №1 начала готовить трактористов, штукатуров и каменщиков. Только за последние 10 лет с 1985 по 1995 год права тракториста-машиниста получили 263 выпускника. Многие из них работают в кооперативах и учреждениях райцентра.

Проведение школьных реформ продолжалось. В 1958 году Верховным Советом СССР был принят Закон «Об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР». По этому закону школы должны готовить образованных людей, хорошо знающих основы науки и вместе с тем способных к систематическому физическому труду, воспитывать у молодежи стремление быть полезной обществу, активно участвовать в производстве ценностей, необходимых для общества. В связи с этим во многих школах начинают работать родительские университеты. Так, в Бижбулякской №1 родительский университет (ректор Е.И.Савельева) проводил занятия в два месяца один раз, а с родителями учащихся начальных классов занимались отдельно (ответственная В.И.Кудряшова). Такой же университет работал при Бижбулякской ВЛШ, где занимались 320 слушателей - родителей. На каждое занятие приглашались юристы, работники Советов, здравоохранения и другие. Университет занятия проводил по двухгодичной программе, к 1973 году сделал четыре выпуска (ректор М.Г.Харсун). Эти занятия оказали большую помощь в воспитании подрастающего поколения, сделали родителей помощниками и союзниками учителя.

На основании постановления Совмина БАССР и в целях успешного выполнения решения о всеобщем восьмилетнем обучении учащихся, исполком райсовета 13 апреля 1960 года принял решение о переводе семилетних школ в восьмилетние, а средние школы - в одиннадцатилетние. Этим же решением колхоз им.Тельмана закрепляется как база производственного обучения для Бижбулякской средней школы. Здесь очень важно сохранение контингента учащихся. Например, в Бижбулякскую ВЛШ в 1964 -1965 учебном году в первый класс было принято 54 детей, и все они окончили 8 классов, в Бижбулякской СШ № 1 было принято 38 учеников, окончили 8 классов в 1974 - 1975 учебном году 31 ученик - 81,6%. Здесь сохранили контингент учащихся и работающей молодежи УКП. Без второгодников завершили 1974-1975 учебный год в Бижбулякской СШ 25 учителей, в Бижбулякской ВЛШ18 учителей. Среди них Балашова З.М., Васильева М.М., Атаманов В.И., Зайцева З.А., Митрофанова З.Н., Гаврилов М.А., Михайлов Г.Н., Алексеева М.М., Балановская Э.В., Зиязетдинова В.И., Ефимова Л.Ф., Писарева В.И. и другие.

В обеих школах улучшилось трудовое обучение. В Бижбулякской СШ в 9-10 классах обучаются на получение прав вождения тракторов и других сельскохозяйственных машин. Ученическое лесничество при Бижбулякской ВЛШ по опытнической работе заняло первое место среди ВЛШ республики Башкортостан. Ученики В.Бородин, Р.Хайруллин, Р.Яруллин были награждены малой медалью «Юный участник ВДНХ». В результате умелого сочетания трудового обучения и общественно-полезного труда из года в год возрастает число выпускников, работающих в сельскохозяйственном производстве, поступающих в высшее учебное заведение сельского хозяйства.

Бижбулякской район был объединен с Белебеевским


Количество учащихся в школах райцентра продолжает увеличиваться. Но имеющие здания школ не удовлетворяли потребности в учебе детей. В 1962 году было начато строительство школы-интерната (на месте имеющего расположения СШ №1). Когда район был объединен с Белебеевским, это строительство было приостановлено. С приходом района в 1965 году продолжили строительство этого здания заново по другому проекту, а кирпичные стены, возведенные ранее, были разрушены, а кирпичи растасканы. Более 6 лет строили эту типовую школу на 480 мест и в 1971 году учащиеся СШ начали заниматься в новом светлом здании, занимаются в ней старшеклассники, а в нижней школе - младшие классы.

Во дворе Бижбулякской ВЛШ было построено, барачного типа, здание, привезенное из Приютово от нефтяников. Это позволило заниматься учащимся в одну смену. И явилось одним из условий выполнения Закона о всеобщем среднем образовании. Начинается пересмотр структуры школы в связи с постепенным переходом на срок одиннадцатилетнего обучения. Бижбулякская ВЛШ с 1 августа 1981 года стала принимать детей, как средняя школа №2. В эти годы велось строительство 3-х этажного здания, как пристрой к одноэтажному каменному зданию. 1 сентября 1982 года новый учебный год учащиеся СШ №2 было 450 учащихся, в СШ №1 занимались 436 учащихся.

В январе 1983 года, на основании постановления ЦК КПСС и СМ СССР «О дальнейшем совершенствовании обучения и воспитания учащихся в общеобразовательных школах и подготовка их к труду» учительство района приняло на себя обязательство: «Охватить всеми формами среднего образования всех выпускников восьмиклассников и не менее 70% из них принять в 9-е классы с очно-заочным образованием работающей молодежи; совершенствовать кабинетную систему обучения; во всех средних и восьмилетних школах иметь столовые и буфеты. Продолжить заочную учебу учителей в ВУЗах, прохождение на курсах при институте усовершенствования»

В выполнении этих обязательств много сил и энергию вложили учителя райцентровских школ. Успеваемость учащихся достигло в СШ №1 99,8%, в средней школе №2 - 99,9%. Улучшилось экономическое воспитание молодежи. В БСШ №1 были созданы и работали посты экономии и штаб порядка, которые контролировали за использованием электроэнергии, воды в столовой и в буфете. Было внедрено ученическое самоуправление. В 1985 году, без отрыва от производства, получили аттестат о среднем образовании 40 человек.

В школах неплохо была поставлена работа по военно-патриотическому 'воспитанию учащихся. В 1984-1985 учебном году провели месячник военно-патриотического воспитания. Итоги месячника подвели в марте 1985 года. О результатах сообщила секретарь комскомитета БСШ №1 Т.Петрова. «Среди 7-8 классов на лыжных гонках лучшие результаты показали М.Макеева, С.Леонтьев. Среди старшеклассников победителями стали А.Егорова, М.Семенов. Лыжная команда школы заняла второе место в районе. По стрельбе по мелкокалиберной винтовке самыми меткими стрелками признаны: И.Тарасов, Н.Прокопьева, И.Ильина, А.Федоров, Р.Рахматуллина. А.Семенов. На районных соревнованиях по стрельбе первая команда нашей школы заняла первое место, вторая команда - третье место, а коллектив учителей школы — второе место в районе. Много полезного нам дал этот месячник. Окрепли, возмужали ребята. Уверена, наши юноши будут достойными защитниками Отечества».

С 1 сентября 1986 года начинается перестройка структуры школы, в связи с постепенным переходом на срок одиннадцатилетнего обучения. Ключевой фигурой осуществления реформы школы является учитель. От него зависит качество обучения и воспитания. Надо вести работу так, чтобы в класс входил творческий учитель, доброжелательный к учащимся и требовательный к себе. Работать под девизом: «Каждый урок - на уровне открытого». В истекшем учебном году ознакомились с опытом работы учителей Бижбулякской СШ №2 по совершенствованию форм и методов обучения в свете реформы школы с проведением уроков-семинаров и зачетов старших классов Т.В.Васильевой, М.Ф.Салимовой, Н.З.Азангуловой, В.И.Зиязетдиновой, В.П.Петречук. Внедряется опыт работы учителей Бижбулякских школ по организации уроков труда в начальных классах. Распространяется опыт работы Т.В.Ивановой по организации работы с шестилетками...

К обучению шестилеток первоначально приступили в Бижбулякском детском саду №1. Здесь проводились первые уроки детей, которые после учебных занятий находились на режиме группы продленного дня, для них было организовано горячее питание. На базе этого детского сада проводились семинары, учеба работников детских дошкольных учреждений района, сюда приезжали за опытом молодые заведующие детсадами. С каждым годом улучшается учебно-воспитательный процесс в Бижбуляк­ском саду №2. Затем шестилетки стали заниматься непосредственно в школах. В 1995-1996 учебном году в детском саду № 1 занимались более 20 детей-шестилеток. Справка. Первый детский сад в с. Бижбуляк был открыт по решению собрания граждан 11 июня 1920 года в пятистенном доме. Стоял дом на красной линии улицы Центральная, (перед современным 3-х этажным зданием СШ № 2). После пожара 1931 года на этом же месте был построен детсад. После войны этот детсад был перенесен на территорию современного детсада №»1, детей принимали в 5-ти домах. А в 1977 году дошколята вселились в новое кирпичное здание. Здесь в 11 группах 252 ребенка.

В 1984 году в с. Бижбуляк открылся детсад № 2 в 2-х этажном типовом кирпичном здании рядом со средней школой №1. Сейчас он принимает 160 детей. На территории колхоза им.Тельмана еще в 1935 году на частной квартире был детсадясли. Но с началом Великой Отечественной войны этот сад перестал функционировать. И только в 1981 году детсад открылся в деревянном доме за зданием колхозной столовой, а с 1989 года детский сад № 3 детей стал принимать в типовом здании. Его посещают 55 детей. В 1956 году на территории Бижбулякской МТС (ныне РТП) был открыт ясли-сад. Он содержался за счет средств МТС, затем РТС. В настоящее время детсад № 4 расположен в бывшей конторе РО «Сельхозтехника». Здесь 30 детей. В настоящее время в Бижбулякской СШ №1 (директор Кириллов Г.В.) учатся 836 учеников, в Бижбулякской СШ №2 (Файзуханов М.Ф.) - 695 детей.

Несмотря на трудности в социально-экономическом развитии, в районе сохранились имеющиеся сети общеобразовательных школ, приняты в систему народного образования 9 дошкольных учреждений бывших колхозов и совхозов. Коллективы школ райцентра целеустремленно работают по выполнению задачи: не только давать детям образование, но научить их трудиться и жить по совести. Для этого необходимо активизировать деятельность РОНО, коллективов учителей, родительских общественных организаций, районного детского центра, комитетов но делам молодежи, физкультуры и спорту. От них многое зависит в подготовке подрастающего поколения к жизни современного общества.

Наше время предъявляет современному учителю массу требований. Он должен совершенствовать свое мастерство, шлифовать свое искусство воспитывать, внедрять в учебный процесс новые методы обучения, не отставать от требований времени, владеть методами научной организации труда. Этим требованиям отвечала деятельность педагогических коллективов райцентровских школ. С 1935-1936 учебного года двери СШ №1 (она была образцовой в республике), семилетней школы, БСШ №2 всегда была открыта для оказания практической, методической помощи учителям, руководителям школ и общественным организациям школ района. В кабинетах этихш кол, вот уже более 60 лет проводятся учебно-методические мероприятия и являются опорными пунктами в распространении передового опыта учителей района.

В 1989 году в с.Бижбуляк начало функционировать сельское профессиональное училище, как филиал Белебеевского училища №89. Когда стали готовить широкий профиль специальностей для села, оно стало самостоятельной единицей - СПТУ №149. Организатором и первым директором этого учебного заведения был Терентьев М.И. Он, непосредственно, руководил в создании учебно-материальной базы училища, при нем же организовали учебное хозяйство на базе Курмазинской бригады колхоза «Побе­да».

Сначала здесь готовили только трактористов-машинистов со сроком обучения 1 и 3 года. Вот уже несколько лет СПТУ готовит трактористов-машинистов, водителей категории «С» со средним образованием, водителей-газоэлектросварщиков, камен­щиков-газоэлектросварщиков, продавцов и швей.

С 1990 года по 1996 год по этим специальностям подготовлены и выпушены 1603 человека, и направлены в хозяйства района. Терентьев М.И. работал до 1983 года. По состоянию здоровья он ушел на пенсию.