Тагиров (Ахунзянов) Тагир Исмагилович родился 15 сентября 1923 г. в п. Мусино Бижбулякской волости Белебеевского уезда Уфимской губернии (ныне Бижбулякский район Республики Башкортостан). После окончания местной начальной школы учился в Аитовской семилетней школе, Менеуз-Тамакской СШ Миякинского района. В годы учебы активно участвовал в выступлениях художественной самодеятельности, был организатором молодежных вечеров, сам играл на тальянке, хорошо пел на татарском, чувашском языках, художественно
оформлял стенные газеты.
В 1938 – 1941 годах учился в Белебеевском педагогическом училище, потом работал в Ново-Васильевской школе.
В 1942 году был призван в Красную армию. После учебы в военном училище сражался на фронтах Отечественной войны. В 1943 году вступил в члены КПСС. Командир огневого взвода Ахунзянов награжден орденами Отечественной войны II степени, «Красной Звездой» и боевыми медалями.
Вернулся домой в 1946 году. В сентябре – октябре работал заведующим организационным отделом Бижбулякского райкома ВЛКСМ, а в ноябре 1946 года был избран II секретарем райкома ВЛКСМ.
В 1948 – 1950 годах учился в Уфимской партийной школе, после ее окончания работал в Башкирском Обкоме КПСС лектором. Заведовал сектором печати, был заместителем заведующего отделом пропаганды Обкома КПСС.
С сентября 1957 года по апрель 1961 года Тагир Исмагилович учился в высшей партийной школе при ЦК КПСС, вернувшись после учебы он был назначен заведующим отделом науки и школ Обкома КПСС.
Правда, как писатель он выступает под псевдонимом Тагиров — Тагир Тагиров. Почему была взята им фамилия башкирского писателя, государственного и общественного деятеля, председателя БашЦИКа и одновременно председателя Союза писателей республики в 30-е годы прошлого века Афзала Тагирова, сейчас гадать не стоит. Также нет необходимости останавливаться на литературной деятельности Тагира Исмагиловича, каждый из читателей может сам вынести о ней суждение, взяв в руки его книги. Хотелось бы сделать несколько штрихов к портрету Ахунзянова-идеолога.
Он не только виртуозно владеет пером, но и хорошо рисует, играет на баяне и на гармони-тальянке. Зная, как популярна последняя в наших селах, секретарь обкома выступил инициатором проведения регулярных республиканских фестивалей-конкурсов гармонистов, которые сразу стали необычайно массовыми и красочными зрелищами. В них участвовали исполнители со своими самодельными инструментами, семейные ансамбли, самодеятельные композиторы разных национальностей, поражая не только разнообразием мелодий, мастерством исполнения, но и многоцветьем своих фольклорных костюмов. Конкурс проходил поэтапно, начинаясь в районах и городах и завершаясь гала-концертом в самых больших залах столицы республики, на которых яблоку было негде упасть.
В 1964 – 1967 годах он редактор республиканской газеты «Кызыл тан», Тагир Исмагилович, будучи в течение четырех лет редактором республиканской газеты «Кызыл тан» сумел в несколько раз увеличить ее тираж, нацелив коллектив журналистов на актуальные темы, проблемные материалы, на человечный и откровенный разговор с читателем, не уклоняясь от самых острых его поворотов.
с 1967 – 1987 год – секретарь Башкирского Обкома КПСС по идеологии. Он умел, уже будучи секретарем обкома, заметить хороший материал того или иного журналиста, опубликованный в республиканской или районной газете, заметить и публично похвалить автора на одной из «летучек» работников СМИ, которые проводились обкомом в 70-е — 80-е годы. Похвалить и призвать всех писать так же. Надо ли говорить, как чувствовал себя автор, отмеченный в присутствии редактора «самим» секретарем обкома.
Член Союза журналистов СССР с 1957 года, член Союза писателей с 1984 года. Часто главный идеолог республики собирал журналистов, чтобы поручить им написание очерков в сборник, готовящийся к юбилею республики, круглой годовщине Октября, очередному съезду партии или какому-то иному знаменательному событию. А когда эта книга выходила в свет, Тагир Исмагилович снова собирал участвовавших в ее выпуске авторов. Собирал, чтобы персонально поблагодарить каждого за выполненную работу, и затем повести профессиональный разговор о творческих планах собравшихся, о предстоящих акциях обкома.
Тагир Исмагилович любил бывать в мастерских художников, при этом нередко прихватывал с собой кого-нибудь из журналистов. С мастерами кисти у него всегда был также профессиональный разговор вокруг какой-нибудь очередной картины. Но при этом высокий гость не забывал давать слово и своему спутнику, чтобы знать его мнение. Однажды такой чести удостоился и автор этих строк. Позже, по прошествии лет, мне стало понятно, почему Тагир Исмагилович так делал. Наверное, таким образом он хотел избежать субъективности в оценке творчества того или иного художника, чтобы тот не воспринял мнение высокого гостя как директиву, а рассматривал его наряду с другими суждениями о своем произведении. В настоящее время Тагир Исмагилович на пенсии, работает над очередными романами и повестями.
Сегодня у него есть повод остановиться, оглянуться, окинуть мысленным взором пройденное и пережитое. Сегодня ему исполняется 85. Да, кое-что сделано в этой жизни. И немало. Но еще не все. Писателю Тагиру Тагирову еще есть что сказать людям. Много еще о чем он напишет.